Отправлено 04 August 2020 - 22:57
Продолжение автопримет, найденное у тольяттинского психиатра.
Многие из знакомых, проводящих некоторое (а кто и довольно значительное) время за рулём, признавались в разговоре, что на дороге большинство других авто и прочей техники воспринимается ими в некотором отрыве от их водителей. Вон тот вальяжный «Мерседес», вот эта крадущаяся «Фабиа», та долбаная «Газель»... Что? Это «Форд-Транзит» был? Неважно, один фиг долбаная «Газель»!
И большинство сходилось во мнении, что автомобиль определённой марки либо притягивает к себе владельца с определённым характером, либо, даже если достался ему по случаю, формирует некоторые черты этого характера под себя.
Сразу скажу: этот опус ни в коей мере не претендует на профессиональное и уж тем более экспертное заключение. Это всего лишь краткий перечень устоявшихся мнений других людей — ну и в паре-тройке случаев личные наблюдения. Но, снова подчеркну, наблюдения как водителя, а не как психиатра. Поэтому, если вы с чем-то не согласны, не экстраполируйте свои выводы и оценочные суждения на всю психиатрию. А ещё лучше — поделитесь собственными наблюдениями и сложившимся мнением.
«Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-3110. Водителю, чаще человеку, уже разменявшему полтинник, перманентно обидно за державу. Поэтому он гордо пилит по трассе свои 80-90, ну или сколько там ещё позволяет ресурс двигателя, и фиг он куда подвинется, пусть даже есть возможность принять вправо. Ибо нечего тут. Накупили своих иномарок. Вот пусть по всем правилам и обгоняют. Завсегдатай СТО, причём не фирменных, не дай бог — только полуподпольно-гаражные. Там и компания правильная, и счета не космические. Заодно можно обсудить, до чего страну довели.
«УАЗ» Про водителей «Уазиков» хорошо написал Павел Сергеевич Иевлев в серии «УАЗДао», в первой её книге. Даже если человек изначально покупал машину, чтобы кататься по всяким говнам, он со временем понимает, что на самом деле выбрал Путь. Путь просветления через перманентный ремонт: «Да пребудут с тобой вечные Болгарка, Сварка и Свалка, ибо путь их — и есть путь УАЗДао» Японцы, кстати, берут наши «Буханки», что-то там с ними мурыжат, делая из них конфетку — и признают, что берут машину, воспитывающую в человеке настоящего самурая, который не должен бояться трудностей.
Лада «Веста» Из многих безликих машин современного автопрома эта всё же выделяется. Прежде всего тем, что сделана на отечественном заводе, но с хорошим закосом под иномарку — и стоит почти как иномарка. Соответственно, водителя рано или поздно заедает: а чем я хуже этих, на буржуйских тачках? А не поддать ли мне газку? Машина-то хорошая! И прорезается стиль лихой и придурковатый...
«Ока». Эта бешеная табуретка тоже с подвохом. Поскольку машинка маленькая и (во всяком случае, по расчётам конструкторов) не скоростная, то её обычное место — в правом ряду. И эта постоянная достоевщина (которая про униженных и оскорблённых) лепит из водителя образ перманентного оппортуниста. А уж будет он его подавлять или проявлять — тут как повезёт...
«Мазда». От многих слышу одно и то же мнение: «Мазду» водят маздюки. Причём полные. И ведут себя как маздюки: кто-то нагло летает, всех подрезая и меняя ряды, кто-то, напротив, плетётся, мешая другим низколетящим целям и делая неожиданные манёвры. Ну не знаю. Может, это ярлык заставляет воспринимать любое движение и любой стиль вождения этой красивой, в общем-то, машинки враждебно?
«БМВ». Уже прошла эпоха, когда эту марку называли боевой машиной вымогателя, уже во многом сменился типаж её среднестатистического водителя, а «бэхи» на дорогах ведут себя всё так же вызывающе. Может быть, сам образ машин сформирован так, что просит даже ботана, севшего за её руль, немного пошалить?
«Рено». В целом — один из многих брендов, о котором в плане стиля езды сказать особо нечего. Хотя кое-что всё же можно. Видимо, сохранилась концепция французов (не самой щедрой и во многом прижимистой нации), которые когда-то создавали экономичный автомобиль для не любящего лишних трат покупателя. И этот дух до сих пор не выветрился даже из самых свежих машин. Соответственно и берут их те, кто придирчиво считает свои деньги. Соответственно и водят так же — чтобы не жечь ни лишнего бензина, ни резины, ни сцепления...
«Мерседес». В нашей стране, при стоимости авто, он — прежде показатель статуса. Если новый. Или свидетель того, что у хозяина были и лучшие времена, если старый и не был продан. Соответственно и стиль езды: напористый, но с достоинством.
«Лэнд Крюйзер» в плане статуса чуток уступает «Мерседесу», но при этом позволяет водить себя чуть более нагло и небрежно. Даже не столько позволяет, сколько толкает под руку и дёргает за ногу, поставленную на педаль газа. Мол, ты чего? Смотри: мы в этих джунглях самые большие! Так к чем вся эта ложная скромность?
Спортивные байки. Общее мнение знакомых — агрегаты для людей с суицидальными наклонностями. А, ещё было что-то в старой психиатрической литературе про эмоционально неустойчивых психопатов, которым просто физически важно и необходимо во время езды чувствовать мощное ускорение. Но не будем стричь всех под одну гребёнку.
Чопперы, в отличие от спортбайков, выбираются людьми состоявшимися и с устоявшейся психикой — и с определённой любовью к свободе перемещения, не особо любящим закрывать себя в жестяных стенках кабины — то есть, с неплохим таким градусом экстравертности. Даже если водитель чоппера в молодости выказывал все признаки психопата, сама покупка такого байка говорит о том, что он давно скомпенсировался и нашёл себя в жизни.
Пассажирская «Газель». Даже если это «Форд-Транзит» или «Пежо-Боксер». Мнение знакомых поразительно единодушно: водителям, идущим устраиваться на такие пассажирские «Газельки», надо бить лицо авансом, сразу, ещё на медкомиссии. Потому что потом точно будет за что. И что с ними этот вид транспорта делает? Ведь были же люди как люди!..
Велосипеды. По практически единогласному мнению знакомых-автомобилистов, велосипед, может быть, очень полезен для физического здоровья, но крайне вредит здоровью психическому. И прежде всего потому, что большинство наших городов просто не заточено под велосипедистов. Они, по правде сказать, и под автомобили-то плохо заточены в массе своей, но для них хоть в своё время инфраструктуру развивали. А потом бац — и решили собезьянить у Европы ограничительные меры: мол, давайте дадим велосипедистам больше прав на дорогах, чтобы вытеснить автомобили из центров городов. Решить решили, даже идею в массы стали толкать, а инфраструктурой озаботились далеко не везде. Вот и получается, что велосипедист оказывается в контрах и к автомобилистам, и к пешеходам. Он всем, зараза, мешает. Но при этом ищет моральной поддержки в обществе себе подобных. И этим своим вечным преодолением, этим постоянным «да все они козлы» портит себе настроение и заостряет определённые черты характера. Нет, дети и подростки-то ладно, они вырастут, а вот взрослые дяденьки и тётеньки за рулём велосипеда — это совсем иное дело.
Есть среди всё тех же моих знакомых (и круг их не ограничивается одними лишь коллегами) несколько человек, которые в один голос призывают держаться во время езды подальше от водителей в бейсболках и кепках. Да и вообще в головных уборах. Мол, очень патогномоничный признак. Ну как если бы эта самая бейсболка была единственным, что не даёт случайному порыву ветра в приоткрытое окно выдуть у человека последние мозги.
Пару раз я отшучивался — мол, вы Макса Фрая, что ли, начитались, с его изамонцем Руленом Багдасысом? Нет, настаивали они, это действительно так. А уж если захотел аналогий, вот тебе ещё одна: танкист в шлеме. Только эти — в бейсболке. И головой побиться уже успели основательно, поэтому не так страшен их танк, как его механик-водитель. Увидел — жди или внезапных маневров, или выбивающегося из общего ряда скоростного режима, или агрессивной езды в целом... в общем, будь с ними осторожнее.
Чужое мнение, да ещё и устоявшееся — вещь такая... Неоднозначная. С одной стороны, было бы заманчиво учиться на ошибках других и заранее учитывать все грабли, заботливо разложенные на твоём пути. С другой стороны, в заёмном опыте есть подвох: а вдруг он именно тебе не подходит, и твой собственный окажется лучше?
Стараясь держаться золотой середины, я принял к сведению предостережения знакомых, но не как директиву, а как пункт, заслуживающий внимания и сбора собственных данных. И... так и не сумел прийти к определённому выводу. Нет, поначалу действительно обнаруживались все свидетельства их правоты: бейсболисты и кепошники и впрямь вели себя на дороге не очень. Встретилось и несколько аксакалов в малахаях — те вообще шли по трассе, как в последний бой — вроде не сильно быстро, но словно помня, что у них всегда есть в запасе таран как крайний аргумент.
Но потом я поймал себя на мысли о том, что это ведь я жду от них какого-нибудь подвоха. И интерпретирую любой их манёвр, как «Ага, вот оно!». Поймал — и плюнул на все эти наблюдения. Ну её, эту предвзятость, нечего лелеять в себе паранойю. Но все же иногда, самым краем глаза...
Вот позавчера, например, по дороге на дачу, решил обойти плетущуюся машину. Ага, размечтался. Увидев начала моего маневра и мигающий поворотник, этот тихоход вдруг дал по газам, сделал рывок вперёд, оторвался метров на триста — и, успокоившись, сбросил скорость. И на всём отрезке пути, пока я не свернул к дачам, так и ехал, подпуская к себе поближе и резко уходя в отрыв, чтобы снова расслабиться и поехать медленно. Успел заметить: водитель был в бейсболке и ковидке(в салоне он был один). Может быть, наклёвывается новый отличительный признак?
Кстати, вы-то сами как — не замечали особенностей вождения за теми, кто в бейсболках и кепках?
Древний хорадримский мудрец