Отправлено 20 October 2017 - 22:03
Решил вернуться к теме, поскольку появились некоторые новые мысли по поводу.
Для начала уточню терминологию.
Считаю, что не вполне корректно применять термин "современное искусство" к Пикассо, ван Гогу, Кандинскому, Малевичу или Мунку. У некоторых отечественных искусствоведов прочел мнение, что "современное искусство" — то, что было создано, начиная со второй половины двадцатого века, но не похоже на социалистический реализм или шире — академизм. Считаю, что с таким определением можно согласиться.
В то же время на Западе (а в последнее время — и у нас) широко распространен термин "модернизм", являющийся обобщающим для эпохи "бури и натиска" с конца девятнадцатого века до 20-х годов двадцатого века, когда художники открывали для себя все новые способы самовыражения и на свет вылезли экспрессионизм, имажинизм, пуантилизм, абстракционизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм и прочие "измы". В духе этих "измов" художники творили и дальше, но с 30-х годов принципиально нового уже не появлялось.
Именно модернизм (особенно крайний) привел к расколу "публики" на высоколобых искусствоведов и "продвинутых ценителей", восхищающихся модернистскими творениями, с одной стороны, и широкие массы "отсталых" любителей изобразительного искусства, характеризующих произведения модернистов словами "мазня", "говно" и "мой ребенок лучше нарисует", с другой стороны. Упомянутые искусствоведы, разумеется, объясняют непонимание "современного искусства" (фактически — модернистских поделок) отсталостью широкой публики, неразвитостью ее эстетического чувства, низким уровнем культуры и т. п.
Но в отсталости ли дело? Ниже постараюсь показать, что нет.
Последним толчком, приведшим к кристаллизации моего мнения про модернизм, послужил пост одной искусствоведши в ЖЖ. Обосновывая, что спорные "художественные произведения" (в дальнейшем буду использовать также термин "артефакты") относятся к шедеврам изобразительного искусства, она напирала на то, что надо учитывать культурный контекст. Мол, надо рассматривать не "Черный квадрат" как таковой, а то впечатление, которое он произвел в начале двадцатого века на неподготовленную, консервативную публику, и именно ради впечатления он и создавался...
"Верно!" - подумал я. Ведь и вообще художники — модернисты творили не ради правдивого отражения натуры, а ради впечатления, желательно шокирующего. В конце девятнадцатого века они открыли, что именно нестандартные творения производят наибольшее впечатление на публику, вызывают ажиотаж, а значит — способствуют известности.
Начала раскручиваться спираль шумихи. Оказалось, что можно вот так удивить публику, и этак выебнуться, и такую пощечину общественному вкусу нанести, и еще так эпатировать проклятую буржуазию, и таким образом шокировать обывателя...
Разумеется, этот процесс относился также к литературе, театру, музыке, но я здесь ограничусь изобразительным искусством.
Получается, что важно не художественное произведение само по себе, а процесс выноса его на публику. То Малевич осмелился выставить "Черный квадрат", то другой художник от слова "худо" посмел выставить на вернисаже унитаз, то третий экспонировал баночки со своим дерьмом, то четвертый развесил по Эрмитажу трупы животных, то пятый поджег дверь... И получилось тотальное доминирование процесса над результатом, а контекста — над текстом.
Но тогда выходит, что художественное произведение было заменено представлением (как модно говорить — перформансом). По сути, творчество модернистов перестало относиться к изобразительному искусству, и превратилось в другой вид искусства, вероятно — в театральное.
Но раз так, то как можно назвать те артефакты (картины, скульптуры, унитазы и т. д.), которые они выставляли на публику? В терминах театра это — реквизит. В каких-то случаях больше похоже на эскизы декораций или наброски костюмов. В любом случае, они лишены самостоятельного значения вне пресловутого "контекста".
Зачастую артефакты крайнего модернизма лишены также индивидуальности. Имеет ли значение модель выставленного на вернисаже унитаза? Важно ли для произведенного впечатления, чье дерьмо было в баночках (и было ли это вообще дерьмо)? Малевич, как известно, написал несколько "Черных квадратов". Но, между нами, если бы пресловутый квадрат намалевал ученик художественной школы, а Малевич только вывесил под своим именем — что бы изменилось?
Мы приходим к важнейшему признаку подобных артефактов — их без особого ущерба можно заменить словесным описанием. Услышав, что Павленский поджег очередную дверь — возникнет ли желание непременно посмотреть на дверь? Если некий художник выставил унитаз — возникнет ли интерес к конкретному облику унитаза? Разумеется нет, ведь пресловутый унитаз — всего лишь реквизит для перформанса, и сам по себе никому не интересен.
Приведу параллель из театрального мира. Представим, что в театральном музее выставлен бритвенный тазик из балета "Дон Кихот". Конечно, гениальный балет, 32 фуэте, все дела... Того, кто раньше смотрел балет, он может натолкнуть на воспоминания. Но для того, кто балет не видел — это просто таз. Если на то пошло, в этом балете на сцену выходили конь и осел. Становится ли вследствие этого осел произведением искусства?
Древний хорадримский мудрец