Как известно, существуют "три знатнейших художества" - живопись, скульптура и архитектура. Из них в наибольшем кризисе в настоящее время находится живопись.
Появление и развитие фотографии убило основные жанры классически-реалистической живописи - заказной портрет, пейзаж и натюрморт. Попытки найти новые пути в этих условиях привели к нарыву модернизма в период с конца 19-го века до 20-х годов 20-го века. С тех пор ничего толкового не появилось, повторяются перепевы инсталляций и перформансов (нередко - по анекдоту).
В скульптуре вангую начало аналогичного кризиса с появлением 3Д-принтеров. Поэтому тенденции для живописи считаю характерными и для скульптуры.
Архитектура пока держится, ввиду своей специфики. Хотя был в ней свой Малевич, по имени Ле Корбюзье, открывший путь бесконечным рядам "спичечных коробков", однако сама необходимость фазы строительства и учета законов природы препятствует безумным поискам "нового" и полному забвению классики.
В силу изложенного выше говорить буду прежде всего о живописи, поскольку в ней кризис более всего выражен - значит, и пути выхода из кризиса в ней надо искать в первую очередь.
Повторюсь. Появление фотографии в середине 19-го века вызвало кризис живописи, и художники отреагировали практически сразу.
Первым магистральным направлением стали эксперименты с формой. Вначале появилась идея, что надо изображать не натуру, а впечатление художника от натуры. Самый яркий пример - импрессионизм.
На самом деле, идея здравая и плодотворная... была, пока впечатление сохраняло связь с натурой и не сменилось горячечным бредом. Однако к концу 19-го века поиски новых изобразительных средств сменились экспериментами ради экспериментов, просто потому, что "оказывается, так можно", и до 20-х годов продолжился период бури и натиска, обобщенно называемый "модернизмом", и включающий экспрессионизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, и др "измы". Потом уже ничего нового не придумали.
Мне художники-модернисты напоминают хулиганских подростков, "самовыражающихся" путем разгрома урн и остановок просто потому, что "так можно", и за это ничего не будет.
Вторым направлением стал упор на содержание, с упрощением формы. Здесь упомяну жанровую живопись, в России широко представленную передвижниками. Широко развились шарж и карикатура. Дальнейшим развитием стал комикс.
Отмечу, что в этом направлении выявилась здравая тенденция - рисовать то, что нельзя сфотографировать.
Можно ли развить эту тенденцию, не скатываясь в области художественной формы к комиксу? Считаю, что можно, если работать в таких жанрах, как романтическое, символическое и религиозное искусство. Ниже приведу пример живописи, которую считаю актуальной и перспективной, несмотря на засилье фотошопа.
Сообщение отредактировал Deckard : 09 December 2018 - 22:35